?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Из интервью еженедельнику Seattle Weekly (14 сентября 2011 г.):

«Вы ставите старые записи, и они всегда звучат лучше. Почему они лучше? Я стал слушать больше классики, и это окончательно утвердило меня в мысли, что самым важным и самым сильным элементом музыки является её мелодическое содержание.

 
В джазе мы много говорим о гармонии. Гармоническая музыка имеет тенденцию быть весьма ограниченной. Словно ты член тайного ордена, только для посвящённых. У меня в друзьях много обычных людей. Потому что это важно. Когда общаешься на темы музыки только с музыкантами и обсуждаешь, что хорошо, а что плохо, не получается взглянуть на вещи более широко.
 
Читаешь рецензию на что-нибудь, и какой-нибудь парень из Нью-Йорка говорит: «Это самая важная музыка с таких-то и таких-то пор». А когда взглянешь на вещи более широко, то думаешь: «Да ладно, неужели действительно можно называть «важным» то, что большинство людей вообще не слышали?»
 
С тех пор, как я стал замечать, что творится во внешнем мире – а это началось, когда я вёл «Вечернее шоу» на телевидении – я пришёл к осознанию того, что нас вообще очень мало кто знает. И смысл не в том, чтобы стремиться к известности; вопрос лежит в контексте той музыки, которую я играю… что именно привлекает в музыке обычных людей и можем ли мы использовать это что-то в собственной музыке?
 
Когда простые люди слушают записи, есть определённые вещи, на которые они обращают внимание. Прежде всего, как звучит для них эта музыка. Если ценность музыкального произведения базируется на глубоком музыковедческом анализе, вы обречены на неудачу. Потому что народ, покупающий диски, ни черта не смыслит в музыкальной теории. Когда они включают Kind of Blue и говорят, что им это нравится, я всегда спрашиваю: а что именно понравилось? И люди описывают свои ощущения на физическом уровне, на интуитивном уровне, но никогда на уровне музыкальной теории.
 
Классическая музыка во многом находится в той же ситуации, что и джаз, разве что в классике уровень качества больше всё же базируется на музыке, чем на иллюзии в который раз придуманной новизны.  Только и читаешь в дискуссиях о джазе: «Это ново? Это прогрессивно?». Послушайте, есть всего лишь несчастные двенадцать нот. Что нового вы хотите из этого получить? Неужели вы искренне думаете, что сыграете то, что до вас ещё никто не играл?
 
Поэтому главное, что меня заботит – хорошо ли это? Мне всё равно, есть ли в этом новизна. На свете так мало хорошего, что когда это хорошее действительно встречается, удивлению нет предела.
 
В джазе часто бывает так, что его аудитория состоит лишь из студентов музыкальных училищ и самих джазовых музыкантов, которые увлечённо обсуждают, насколько виртуозно и изобретательно играет их коллега. Ни слова о содержании и эмоциональной составляющей, ни слова о том, есть ли в этом любовь».

Tags:

Comments

( 24 comments — Leave a comment )
zavoronok
Sep. 18th, 2011 03:05 pm (UTC)
очень точно сказанно! некоторые друзья товарищи ну на столько увликаются диссонансами, что про консонансы и в помине забывают! И тогда действительно музыка для узкого круга посвЯщённых))) У меня таких парочку есть, порой там сплошной хроматизм!
percussionist
Sep. 18th, 2011 04:05 pm (UTC)
так Брэнфорд или Уинтон? ;)

вообще неплохо сказано, но, на мой взгляд, несколько сумбурно..
общий вектор чувствуется, но с каким-то легким "клиент всегда прав"..
alex_insh
Sep. 18th, 2011 04:13 pm (UTC)
не то фото, да?.. ))

Честно говоря, не заметил про "клиент всегда прав".. заметил главную мысль: чувства а не мозг должны создавать музыку. Собственно, последнее предложение цитаты - самая суть.
percussionist
Sep. 18th, 2011 04:34 pm (UTC)
Оригинал: http://www.seattleweekly.com/2011-09-14/music/branford-marsalis-the-problem-with-jazz/

тема не простая для обсуждения - смотреть можно с любой стороны и будешь по-своему прав..

лично мне:
созвучны мысли про необоснованность культа новизны в джазе (как и вообще в современной евротрадиции). т.е. "новизна" имхо, как минимум не самоценная характеристика..

созвучны мысли про то, что наворачивать "от головы" это не о том.

не созвучны мысли про то, что имеет смысл ориентироваться на восприятие обычного слушателя.
если немного тут развернуть - любое восприятие чего угодно основано на определенной подготовке (слушательской подготовке). при этом понятно, что эта подготовка требует усилий со стороны слушателя. однако, на мой взгляд, в реальности, в жизни среднестатистического человека музыка играет роль настолько второстепенную, что требуемых сил на подготовку просто не затрачивается и поэтому восприятие носит поверхностный характер.
я как раз считаю нормальной ситуацию небольших "клубов по интересам", где люди в теме происходящего.
alex_insh
Sep. 18th, 2011 04:42 pm (UTC)
Ситуация, описанная в последнем абзаце цитаты Марсалиса, не совсем нормальная. Это не тот кружок по интересам. Есть же термин "музыка для музыкантов", и это, в принципе, не комплимент...
collar
Sep. 18th, 2011 04:07 pm (UTC)
что-то мне подсказывает, что Брэнфорд и Винтон - таки два разных человека, хотя и братья
alex_insh
Sep. 18th, 2011 04:33 pm (UTC)
исправил, хотя Винтон более фотогеничный конечно :)
nelfstor
Sep. 18th, 2011 05:52 pm (UTC)
Мне кажется, что содержание и эмоциональная составляющая - это в целом повод для спекуляций. Такой же как подход "религиозности музыки".

Хотя в случае джаза он, наверное, прав (про заумность). А вот ориентирование на среднестатистического слушателя - это иллюзия.
alex_insh
Sep. 19th, 2011 10:47 am (UTC)
"Мне кажется, что содержание и эмоциональная составляющая - это в целом повод для спекуляций".

Почему?
nelfstor
Sep. 19th, 2011 11:27 am (UTC)
потому что критерии субъективны.
alex_insh
Sep. 19th, 2011 11:48 am (UTC)
Спекулировать можно на чем угодно, при желании. Брэнфорд Марсалис просто делиться своими мыслями, и некоторые находят их полезными.
nelfstor
Sep. 19th, 2011 12:50 pm (UTC)
В том-то и дело, что не на чём угодно. Но спорить не буду :) Согласен во многом с позицией ниже.
(Deleted comment)
alex_insh
Sep. 19th, 2011 10:55 am (UTC)
Мне кажется его речь немного о другом. Если сказать композитору, что мне нравиться его музыка, потому что в ней так много хроматизмов, это все равно, что сказать писателю - мне нравятся твои книги, потому что в них много букв "Ы". Обычно, комплимент выглядит несколько иначе...

Я в тексте вот именно это видел.

А отрабатывать колкость речи и играть словами мы очень долго можем...
(Deleted comment)
alex_insh
Sep. 19th, 2011 05:41 pm (UTC)
по-моему, текст не об этом...
(Deleted comment)
nelfstor
Sep. 19th, 2011 06:52 pm (UTC)
"И смысл не в том, чтобы стремиться к известности; вопрос лежит в контексте той музыки, которую я играю… что именно привлекает в музыке обычных людей и можем ли
мы использовать это что-то в собственной музыке?".

Мне кажется, суть в статьи в том, что качество музыки в действительности страдает от желания сделать её более прогрессивной.

Запросы среднего слушателя (если не считать желания слушать то, что он уже слышал) - это интересная тема для обсуждения. В книге All that jazz Фейгин рассказывает как трио Ганелина играло в какой-то европейской деревне и произвело такой фурор, что жители не спали всю ночь.

В таком свете статью можно читать как понимание узости современного подхода к джазу.

Хотя я согласен, что всё очень двусмысленно.
alex_insh
Sep. 20th, 2011 08:29 am (UTC)
Да, можно разное в этом тексте увидеть.

Кто-то скажет, что Брэнфорд призывает забыть о творческих экспериментах и играть то, что хочет публика. На мой взгляд, это поверхностная, не верная трактовка.

Кто-то может сказать, что он обращает наше внимание на более глубинную суть музыки нежели технические приемы которыми она создана. Музыкант, продвигаясь в своем развитии, может слишком увлечься такими приемами и забыть о главном. Поэтому Марсалис и говорит "обычный человек". Это не публика желающая попсы, это не широкие массы. "Обычный человек" есть и в нас, в музыкантах. Этот "человек" не смыслит в технике и тории, он ценит содержание, эмоциональность и любовь. Можно сказать, что "обычный человек" это наша душа, наше сердце, к которым и призывает прислушаться Бренфорд Марсалис.
nelfstor
Sep. 20th, 2011 09:08 am (UTC)
Когда трактовок много это часто подразумевает, что верной не существует, поэтому дискуссия у нас и возникла.

То, что пишет Марсалис каждый прочёл и прочтёт по-своему. Проблема в другом.... речь идёт о материях, которые нельзя формализовать. Нельзя научить чувствовать, любить, вкладывать посыл. Это не объяснить - это можно только ощутить самому и постараться развить.

Любая попытка (кроме истинно религиозных) оперировать к этим терминам воспринимается мной как попытку человека распространить своё влияние на окружающих. Мне кажется, что это неэтично. Мне кажется, что каждый человек должен сам решать какую музыку ему писать а какую слушать. В этом смысл многообразия.

Резюмирую: каждый раз, когда кто угодно использует абстрактные конструкции для описания музыки он пытается навязать (возможно неосознанно) своё видение, свои ощущения, свой духовный опыт. Мне кажется, что если такое желание в человеке есть он должен делать это явно, а не в скрытом виде. (начать с того, что мне кажется, что музыка идёт от Бога, или как-то так).

С тобой (с этой точки зрения) происходит тоже самое, что с Марсалисом.

Музыка не принадлежит кому-то одному.
alex_insh
Sep. 20th, 2011 09:17 am (UTC)
А если он пытается поделиться своим видением, своим ощущением, своим духовным опытом?
nelfstor
Sep. 20th, 2011 09:29 am (UTC)
В середине текста я написал как мне кажется это уместно делать.

У Иисуса в начале было довольно мало последователей, но он свой духовный опыт таким образом не навязывал.
alex_insh
Sep. 20th, 2011 10:00 am (UTC)
Не совсем понял в чем ты видишь навязывание. В том, что он обращается к материям, которые нельзя формализовать?

PS чего-то я явно не понимаю... вроде бы такой открытый, искренний текст, а в коментах (кроме первого) одна критика...
nelfstor
Sep. 20th, 2011 04:40 pm (UTC)
к моему другу Володе после концерта как-то подошла девушка (он солировал в симфоническом оркестре на виолончели) и сказала "хорошо, но не честно".

Володя мне сказал, что он тогда был очень расстроен и очень разозлился на это "не честно".

Теперь поставь себя на его место.

В принципе, я не очень люблю подобные материи обсуждать в инете, и вообще пытаюсь больше как-то всё в реальное общение перевести :)

p.s. на этой неделе открываю ОЦ в Зеленограде. Рекомендую тренироваться пораньше вставать :)
alex_insh
Sep. 21st, 2011 08:51 am (UTC)
думаю лучше уже сейчас на велик выдвигаться :-))))
alex_insh
Sep. 19th, 2011 05:42 pm (UTC)
тебе поспорить, что-ли просто хочется? )
soloman69
Oct. 19th, 2011 03:12 pm (UTC)
Удивительно слышать это от Бренфорда, особенно после прослушивания его последнего альбома. Это мой самый любимый саксофонист, столп и гигант, но я подчас не понимаю его музыки, она для меня слишком сложна, а ведь я не простой обыватель, незнакомый с квартово-квинтовым кругом.
( 24 comments — Leave a comment )